Меню сайта
АКТИВНО  СЛУШАТЬ  РЕБЕНКА
  АКТИВНО  СЛУШАТЬ  РЕБЕНКА  -ЗНАЧИТ  «ВОЗВРАЩАТЬ» ЕМУ  В  БЕСЕДЕ  ТО, ЧТО  ОН  ВАМ ПОВЕДАЛ,  ПРИ  ЭТОМОБОЗНАЧИВ  ЕГО ЧУВСТВО.  

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего … его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием»

Что же это значит – активно слушать ребенка?  Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), слышите его.

Для этого лучше всего сказать, что именно по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.

Существуют некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.

Во  первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.

Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване.  Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и  самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы  его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в этом.

Во  вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

В  третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики  лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку  разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка – может быть, он что- то добавит.

В  четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

       Беседа по поводу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако этот способ быстро завоевывает родительские симпатии, как только появляются первые результаты. Их по крайней мере три.  Они также могут служить признаками того, что родителям  удается правильно слушать ребенка.

1.     Исчезает или, по крайней мере,  сильно ослабевает отрицательное

переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2.     Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает

рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

3.     Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Также постепенно родители начинают обнаруживать другие замечательные изменения, более общего характера.

Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.

 Второе изменение касается самих родителей. После первых успехов, родители чувствуют, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители замечают, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо. Получается так, что «техника» активного слушания оказывается средством преображения родителей. Они думают, что «применяют» ее к детям, а она меняет их самих. В этом – ее чудесное скрытое свойство.

     Активное слушание – это путь установления лучшего контакта с ребенком, способ показать, что родителибезусловно его принимают со всеми его отказами, бедами, переживаниями. Для появления такого контакта может понадобиться некоторое время, в течение которого ребенок убедится, что вы стали более внимательно относиться к его проблемам. Если же, напротив, он заподозрит, что вы рассчитываете каким-то новым способом воздействовать на него « в свою пользу», то сопротивление вашим попыткам только возрастет.