Удивительный мир загадок

     Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям. В коротеньких красочных и интригующих вопросах, которые составляются про абсолютно все на свете, была собрана мудрость и опыт ни одного поколения.

     Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадки помогают научить наших детей простым жизненным истинам, познакомить их с окружающими предметами, вещами, и миром в целом.

Сам же процесс загадывания и отгадывания загадок никогда не является скучным занятием. Многие дети любят отгадывать загадки, и это их увлекает. Искать разгадку очень  интересно и весело.

     Всегда поощряйте интерес к загадкам у детей. Они учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания о мире, прививают любовь к родному языку. Загадки прекрасно развивают мышление, память, внимание, усидчивость.   Разгадывать загадки можно в игровой форме и непринужденно.

     Загадка – это краткое описание предмета или явления. Она   включает немало ценных сведений об окружающем мире. Из представленной загадки ребенок может получить сведения о внешнем виде   предмета. Большое значение загадки имеют для развития мышления ребенка, так как заставляют наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадки   являются   своеобразной   зарядкой   для детского ума. Они приучают к размышлениям и доказательствам, учат логически мыслить, анализировать,   делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления,  и таким образом   развивают умственные   способности у ребенка.

     Учите ребенка разгадывать загадки. Чтобы отгадать ответ, ребенку надо выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где он видел тот или иной предмет. Если ребенку трудно отгадать, не спешите сразу сообщать разгадку. Дайте   время подумать, иначе интерес к загадкам быстро пропадет.   Детей следует учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, искать пути решения и, что немаловажно, объяснять и доказывать правильность своего ответа.

     Придумывайте с ребенком загадки сами. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать. Придумывать загадки можно обо всем. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребенка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами. 

     В загадки можно играть специально, то есть объяснить ребенку, что ему нужно очень внимательно все вокруг осмотреть, запомнить и отгадать загадку. А можно и спонтанно, например, собираясь на улицу или гуляя по парку. Главное, чтобы вы сами их знали и могли вспомнить в нужный момент.

     Не забудьте объяснить ребенку, что в загадке важно все, нельзя пропустить ни одного слова. После того как ребенок нашел ответ, надо выяснить, как он это сделал, почему решил именно так. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а вам дают возможность узнать ход его мыслей и  при необходимости,   подкорректировать  выводы.

     Важно, чтобы загадки были на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня – про животных, завтра – про природу, потом – про растения и так далее. Такое сужение тем помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.

     Внимание ребенка необходимо сосредоточить на тематике загадки и ее озвучить. Например, загадки про овощи.

     Начиная разгадывать загадки с ребенком ,  не стоит ждать от него быстрых и правильных ответов сразу.

     Не стоит,  с первого раза,  загадывать много различных загадок. Начните с одной, понаблюдайте за реакцией.  Пусть первая загадка будет очень простой, помогите ребенку сориентироваться и найти ответ  самостоятельно, потом обязательно похвалите. Первый положительный опыт повысит самооценку ребенка и будет стимулировать его  к новым разгадкам!

Загадки-вопросы

     Перед ребенком выставляется несколько предметов, например: игрушечные кошка и зайчик, машинка, расческа, варежки, чашка. Взрослый задаёт вопросы-загадки: «Кто умеет мяукать?», «У кого длинные уши?», «На чём можно ездить?», «Чем мы причесываемся?», «Что мы надеваем на руки?», «Куда наливают молоко?». Малыш должен найти соответствующий предмет, показать его и назвать.

Загадки

     На начальном этапе загадывайте ребенку загадку, а в это время выкладывайте картинку–отгадку. Конечно, ребенок при ответе будет ориентироваться на иллюстрацию, и это поможет ему уловить смысл загадки. Первые загадки должны быть простыми и описательными.

Ползун по лесу ползёт,
На иголках грибочки везёт.
                                  (Ёжик)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
               (Заяц)

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?

                            (Белка)

Роет, роет,
 Ход подземный строит.
Роет, строит ловко
Спальню и кладовку.

                             (Крот)

 Отгадай загадку

     Выложите перед ребенком на столе несколько предметных картинок с изображением животных (от 3-х до 5-и). Загадывайте загадки, а малыш пусть догадается и покажет, о ком идёт речь:
Летом, в болоте вы её найдёте.
Зелёная квакушка. Кто это?
                         (Лягушка)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.

                       (Собака)

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур в деревне крадёт.
                      (Лиса)

На спинке иголки
Длинные и колкие.
А свернётся в клубок -
 Нет ни головы, ни ног.

                       (Ёж)

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
                               (Мышь)

 Загадки–прятки

     Теперь несколько усложняем задачу. Выложите карточку с нарисованной отгадкой на стол изнаночной стороной вверх.

     Когда ребенок отгадает загадку – он сможет себя проверить, перевернув карточку. Для подобного задания нужно использовать загадки, которые уже знакомы малышу, а затем постепенно добавлять новые:
Красные лапки, длинная шея,
 Щиплет за пятки - беги без оглядки! 
                               (Гусь)

Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
 Прячет в лапки коготки!

                              (Котенок)

Гладишь – ласкается.
Дразнишь - кусается.
На цепи, сидит,
Дом сторожит.

                              (Собака)

Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.

                             (Медведь)

Голодна – мычит,
Сыта - жуёт,
Всем ребятам пить даёт.

                                (Корова)

Сидел на заборе, пел да кричал,
А как все собрались, взял да замолчал.
                               (Петух)

Загадки с договариванием

       Загадывая ребенку загадки с договариванием, нужно выделять голосом слово, которое рифмуется с отгадкой. Например: краса – лиса, на опушке – кукушки, от страха – черепаха и т.д.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её...

                      (Лиса)

Слышишь, "ку-ку"
Раздалось на опушке?
Это доносится голос ...

                       (Кукушки)

Быстро прячется от страха
В панцирь твердый…
                      (Черепаха)

 

Примерный перечень загадок:

ЖИВОТНЫЙ МИР

Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам жить дает.  (Корова.)

Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки.  (Мыши.)

По горам, по долам ходит шуба да кафтан.  (Овца.)

В воде купался, сухим остался.  (Гусь.)

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.  (Сова.)

В лесу ползет, иглы везет.  (Еж.)

Зимой белый, летом серый.  (Заяц.)

Мягкие лапки, на лапках царапки.  (Кошка.)

На деревьях живет и орешки грызет. (Белка.)

На опушке стоит дом, он построен без углов.  (Муравейник.)

Кто зимой холодной, бродит  злой, голодный?  (Волк.)

РАСТИТЕЛЬНЫЙ  МИР

Не огонь, а жжется.  (Крапива.)

Стоит Антошка на одной ножке.  (Гриб.)

Сидит девица в темнице, а коса на улице.  (Морковка.)

Сто одежек и все без застежек, кто  его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

Без окон  без дверей, полна  горница  людей. (Арбуз.)

Стоят  столбы белы, на них шапки зелены. ( Береза.)

На лугу сестрички – золотой глазок, белые реснички.  (Ромашки.)

ТРУД, ТЕХНИКА, ИНСТРУМЕНТЫ

Кланяется,  кланяется, придет домой – растянется.  (Топор.)

Остры, зубасты,  а не кусаются.  (Вилы)

В ясный день в углу стою, в ненастный день гулять хожу.  (Зонт.)

Не рубашка,  а сшита,  не человек, а рассказывает.(Книга.)

Принялась она  за дело, завизжала и запела, ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.  (Пила.)

Идет пароход то взад, то вперед, а  за ним такая гладь – ни морщинки не видать.  (Утюг.) 

Развивайтесь весело!

Интернет – ресурсы:

http://rodnichok-bk.caduk.ru/DswMedia/lakosnikzagadki.pdf

https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/razvivayuschie_zanyatiya/id/1062/

http://sadik140.ru/category/news/v-chem-polza-zagadok-i-kak-nauchit-rebenka-ih-otgadyvat/

Страница обновлена 10.04.2020