Меню сайта

ВАХТЕРОВ ВАСИЛИЙ ПОРФИРЬЕВИЧ

(1853 – 1924)

             

Василий Порфирьевич – один из ярких представителей «новой русской педагогики». Название его трудов «Основы новой педагогики», «Новая школа», «Записка об организации начальной школы на новых началах, соответствующих демократическому строю» носило принципиальный характер и подчёркивало, что в развитии русской педагогики конца XIX–начала XX в. обозначился новый этап. Он был представлен гуманистическим подходом с позиций педагогической антропологии, восходившей к К. Д. Ушинскому. «Новая педагогика» по-новому рассматривала личность ребёнка, взаимоотношения между учителем и учеником. Позиции В. П. Вахтерова в построении учебно-воспитательного процесса были ориентированы на «самоценность ребёнка как уникального явления, как личности, способной к самовыражению и саморазвитию, “Новая педагогика” требует, чтобы школьное образование было достаточно эластично, чтобы оно давало простор здоровым, ясно выраженным индивидуальным особенностям каждого ученика…», – писал В. П. Вахтеров.

Обосновал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогических исследований. Был сторонником демократической системы образования, предлагая ввести единую школу. Разработал самостоятельную концепцию «эволюционной педагогики», основу которой составляла идея развития, т. е. трактовка обучения и воспитания как средства поступательного движения в развитии личности. Выступал за обновление и расширение образования в народной школе, за активные методы обучения, способствующие развитию самостоятельного мышления ребенка. Выделял большое внимание данным смежных наук изучающих ребёнка. Особое значение уделял проблеме развития ребенка, которое является важнейшей для педагогики. В книге "Основы новой педагогики" изложил своё понимание идеи развития, сформулировал подходы к основанной на ней пед. концепции, которая получила название "Эволюционная педагогика" представил обучение и воспитание как единый процесс. Много внимания уделял изучению возрастных и индивидуальных особенностей детей. Пропагандировал идею всеобщего начального образования, был широко известен как методист начальной школы, особенно по русскому языку. Он опирался на особенности познавательной деятельности учащихся различного возраста, говорил о необходимости использовать методы, которые опираются на все виды памяти. В книге "Предметный метод обучения": для лучшего понимания учебного материала необходимо задействовать все органы чувств. Он предлагал отказаться от термина "наглядное обучение" и заменить его на "предметное обучение", которой предлагает использование в учебном процессе всех чувств детей. Много внимания уделял соотношению общего и профессионального образования, считали необходимым введение в школу уроков труда. Школа призвана не только всесторонне развивать учащихся, но и готовить их к выбору будущей специальности, выявлять способности, склонности, интересы и возможности школьников.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

  • «Основы новой педагогики» (1913); «Русский букварь» (1898); «Мир в рассказах для детей» (1902); "Внешкольное образование народа" (1896); "Сельские воскресные школы" (2-е издание, 1896); "Всеобщее обучение" (1897); "Народные чтения" (1897); "Нравственное воспитание и начальная школа" (1900); "На первой ступени обучения" (11-е издание, 1912); "Предметный метод обучения" (3-е издание, 1911); "Спорные вопросы образования" (1907); "Записка об организации начальной школы на новых началах" (1906).
  • Вахтеров В. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика. 1987
  • Вахтеров В. П. О новой педагогике.- М.: Карапуз, 2009 ISBN 978-5-8403-1411-1

Василию Порфирьевиу посвящена страница на сайте лучшх педагогов России: https://www.best-pedagog.ru/vahterov-vasiliy-porfirevich/